Кино на «удалёнке»: новая эпоха или временное явление в условиях пандемии

Сюжет программы «Индустрия кино»

Российские компании и госслужбы сейчас проходят массовое испытание «удалёнкой». Не стала исключением и объединённая редакция «Индустрия кино»/«Фильм Про», многие сотрудники которой теперь работают из дома. Но вот чтобы и кино снималось дистанционно, в такое поверить сложно. Однако, как минимум один прецедент уже есть. Тимур Бекмамбетов провёл съёмки одного из эпизодов своего нового проекта «Фау-2: Побег из ада», сидя за экраном компьютера в Казани, в то время как группа находилась в Петербурге. И всё получилось. А возможно ли целиком снять фильм на «удалёнке» и какие ещё события в мире кино из-за коронавируса прошли в дистанционном формате? Об этом наш следующий материал.

Кино на «удалёнке»: новая эпоха или временное явление в условиях пандемии

Кино на «удалёнке»: новая эпоха или временное явление в условиях пандемии

Кино на «удалёнке»: новая эпоха или временное явление в условиях пандемии

Пару месяцев назад такое сочли бы забавным экспериментом. А теперь дистанционный метод съёмки вроде как единственный способ не приостанавливать съёмочный процесс и не подвергать опасности большое число людей. На площадке минимум специалистов, все в масках, только не Павел Прилучный. Он в кадре и играет легендарного лётчика Михаила Девятаева. Впервые в истории декорациями служит многопользовательская видеоигра, и актёр даёт виртуальный бой асам Люфтваффе, в роли которых по сети выступают другие геймеры. Продюсер, консультанты — тоже «на удалёнке». И Тимур Бекмамбетов находит это всё вполне приемлемым.

Тимур Бекмамбетов, режиссёр:«Точно так же ты берёшь радио, только теперь это радио — в виде мобильного телефона и ты говоришь: “Петя, возьми правее камеру”. Или: “Маша, не надо так громко реагировать”. Всё то же самое».
Сюжет программы «Индустрия кино»
Больше того, Тимур Бекмамбетов считает, что прежний, классический подход к съёмкам кино устарел задолго до коронавируса. По его словам, режиссёры ещё в 90-х годах отошли от камер и стали руководить процессом по рации у монитора-плэйбек, а благодаря современным технологиям теперь и тысячи километров — не расстояние. И вообще, «на удалёнке» можно снять фильм целиком, а не только эпизод. Например, скринлайф-проект вроде его же триллеров «Убрать из друзей» и «Поиск», действие которых разворачивается на экране компьютера и дисплеях мобильных устройств.

Трейлер фильма «Убрать из друзей»
Иного мнения режиссёр Джаник Файзиев, который работает над масштабным фантастическим фильмом «Вратарь Галактики». Затею с удалёнкой он считает удачным пиаром и даже в чём-то согласен с Тимуром Бекмамбетовым, но вспоминает свой непростой опыт дистанционной работы.

Джаник Файзиев, режиссёр:«Наша профессия создавать эмоции, а тяжело создавать эмоции, когда вы вы сидите в разных точках мира. Например, на “Вратаре Галактики” у нас работала команда из 20-ти аниматоров и они были разбросаны по всему миру. И был тяжелейший период, когда мы, работая над анимацией начинали в 7-8 утра и потом, после 12-ти часов ночи начинался второй этап рабочего дня».
Трейлер фильма «Вратарь галактики»
Продюсер блокбастеров «Тренер» и «Духless» Пётр Ануров тоже не уверен, что поступит со своими будущими проектами так же, как сейчас Тимур Бекмамбетов. Но подготовительный период уже целиком перевёл на дистанционный режим.

Пётр Ануров, продюсер:«Мы пользуемся современными средствами связи, чтобы проводить совещания. То есть, мы снизили количество человеческих контактов напрямую. Я не очень верю в серьёзность организации больших сложнопостановочных съёмок на удалёнке (можно уменьшить количество группы, можно придумать какие-то технологические приёмы), но это всё больше кажется попыткой сделать какую-то хай-концепт-историю в сложных обстоятельствах».
Трейлер фильма «Духless 2»
Сложно не согласиться. Как и сложно представить, что многомиллионный блокбастер можно снять, не выходя из дома. Работа над предстоящим релизом продюсера, романтической сказкой «Серебряные коньки», велась в Петербурге с привлечением гигантской массовки и целым штатом костюмеров, гримёров и других специалистов, присутствие которых на площадке необходимо. И такие проекты — в условиях всеобщей обязательной самоизоляции — видимо не поднять. Вот, например, Алексею Герману-младшему съёмки своего нового фильма, где на площадке находилась интернациональная команда количеством до трёхсот человек, пришлось в связи с пандемией полностью остановить.

Трейлер фильма «Серебряные коньки»
Алексей Герман-младший, режиссёр: «Остановка это ещё и социальная ответственность и продюсеров, и режиссёров. Я, в принципе, считаю, что большие группы, некоторые ещё продолжают снимать, этого нельзя делать, потому что это может распространение инфекции быть».
В то же время переход на «удалёнку» стал вынужденной мерой для ивент-организаторов в мире кино. Так, в режиме онлайн в США уже прошла церемония вручения ежегодной анти-премии «Золотая Малина», а в России — впервые в истории нашего телевидения — пресс-конференция с создателями многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза», собравшая за счёт такого формата, кстати, больше прессы, чем любые подобные мероприятия собирали по-старинке, офф-лайн. Каннский кинофестиваль отложен — предварительно — на июль. Апрельский ММКФ новые даты проведения объявит позднее... Так что да: некоторые процессы в области кино можно перевести на дистанционный режим, но на полную мощность индустрия так работать, пожалуй, не сможет. Даже «Фау-2: Побег из Ада» всё того же Бекмамбетова снят, по большей части, традиционным способом. Кстати, сразу в двух форматах: вертикальном (для смартфонов) и горизонтальном — для кинотеатров. А мы верим, что вирус победят и они откроются.

Трейлер сериала «Зулейха открывает глаза»

Источник: filmpro.ru